Евангелист Марк
В древности монахи подвизались в пустыне в отдельных хижинах или в пещерах на порядочном расстоянии друг от друга. Как-то один старец пришел к другому старцу. Хозяин сварил немного чечевицы и сказал: “Совершим малое молитвословие перед едой”. И один из них прочел всю Псалтирь, а другой наизусть прочел книги двух больших пророков.
Когда настало утро, пришедший старец удалился. Они забыли о пище.
131
Был некий, именуемый авва Памва, и про него говорится, что он три года просил у Бога: «Не дай мне славы на земле сей…» И так прославил его Господь, что невозможно было долго смотреть на лицо его. Потому что являло оно неизреченную славу…
132
Жил в скиту старец, страдавший забывчивостью. Пошел он к настоятелю – это был авва Иоанн Колов – спросить о своем недуге. Выслушав авву, старец вернулся в свою келью и обнаружил, что забыл все, сказанное ему св.Иоанном. Опять пошел он к авве, спросил его о том же и, вернувшись в свою хижину, снова забыл сказанное. Так много раз ходил он к о.Иоанну, и история повторялась. Наконец, он сказал авве, что больше не станет ходить к нему, чтоб более его не беспокоить, не отнимать у него время и душевные силы. Тогда Иоанн Колов сказал старцу: «Зажги свечу!» Тот зажег. «Теперь возьми еще свечей и зажги от нее». Когда старец сделал это, Иоанн спросил: «Убавился ли свет первой свечи от того, что от нее зажжены другие свечи?» Старец отвечал: «Нет». Иоанн сказал: «Поэтому-то если и весь скит обратится ко мне, не умалит это благодати Христовой; приходи ко мне когда пожелаешь, без всяких сомнений».
За терпение обоих Господь со временем избавил старца от забывчивости.
133
Во время первой мировой войны в Германии одну русскую сестру милосердия допустили в лагерь для военнопленных. Позже она рассказывала о том, что там видела. Вот одна из ее историй.
Император Вильгельм имел определенные планы в отношении пленных российских мусульман. Он собрал их в отдельный лагерь и, заискивая перед ними, построил там прекрасную каменную мечеть. «Я не помню, кто именно был приглашен в этот лагерь, кому хотели продемонстрировать нелюбовь мусульман к русскому «игу» и их довольство в германском плену, – рассказывала сестра. – Но дело кончилось для германцев плачевно. По окончании осмотра гостями образцово содержащегося лагеря и мечети на плацу было собрано несколько тысяч русских солдат – мусульман.
– А теперь спойте нам свою молитву, – попросили гости.
Вышли вперед муллы, пошептались с солдатами. Встрепенулись солдатские массы, подровнялся и тысечеголосый хор – под немецким небом, у стен только что отстроенной мечети – и дружно грянул:
«Боже, Царя храни…»
Начальник лагеря в отчаянии замахал на них руками. Солдаты по-своему поняли этот знак. Они опустились на колени и трижды пропели русский гимн. Иной молитвы за родину не было в сердцах этих солдат.
134
Один раз у архимандрита Оптинского Моисея были гости, с которыми он сидел в зале. В это время в переднюю пришла пожилая, бедно одетая женщина с подушкой в руках. Отец Моисей увидел ее в растворенные двери и, по обычаю, вышел к ней в переднюю с вопросом: «Что тебе надобно?» – «Батюшка! Сделайте милость, возьмите это, у меня дома дети голодные, есть нам нечего». – «А что эта подушка стоит?» – «Полтора рубля». – «Это дорого, возьми рубль», – с этими словами отец Моисей пошел в спальню, взял пятирублевую бумажку и отдал ее старухе под видом рубля, приговаривая: «Дорого, дорого». Женщина поклонилась и вышла. Отец архимандрит пошел к своим гостям, но едва успел вернуться, как старуха, рассмотрев в сенях ассигнацию, опять отворила дверь со словами: «Батюшка, никак вы ошиблись». – «Да ступай, ступай, я сказал, что больше не стоит». Старуха ушла, а гости слышали только разговор про один рубль серебром. Много раз прикрывал он так свои благодеяния.
135
Один древний подвижник высокой духовной жизни – Нистерой Великий – ходил как-то по пустыне с одним братом. Увидали они дракона в пустыне и побежали. Убежав достаточно далеко и отдышавшись, брат говорит Нистерою:
– Выходит, и ты, отец, боишься?
Старец отвечал:
– Нет, сын, я не боюсь. Но не бежать мне было нельзя – иначе я не убежал бы от страшной опасности – духа тщеславия.
136
Во время войны архиепископ Иоанн (Шаховской) жил в Германии и однажды ему чудом удалось попасть в лагерь советских военнопленных. Там содержалось около трех тысяч офицеров, главным образом молодых лейтенантов (в их числе сын Сталина Яков). Приблизительно половина пленных захотела принять участие в церковной службе, исповедалась и причастилась. Но вот что потрясло владыку: среди этих советских командиров, родившихся после Октября, сразу же организовался церковный хор, спевший без нот всю литургию.
137
Церковное слово часто слушают не умом, а сердцем, и здесь важно, быть может, не столько что говорится, а кто говорит.
Жил два века назад в России такой архиерей - митрополит Платон (Левшин), известный тем, что умел на проповеди расстрогать прихожан. Один из богатых москвичей вспоминал, что как-то раз пришел он в Успенский собор, но из-за тесноты не сумел попасть внутрь, услышать проповедь митрополита Платона. Около него стоял плачущий мужик. Барин спросил его, почему он плачет. «Как же мне не плакать, - ответил мужик, - ведь, верно, владыка говорит что-нибудь душеспасительное!»
138
Один брат спросил авву Виктора, затворника Елусской лавры: «Что мне делать, отче? Одолевает меня нерадение…»
«То – болезнь души, – отвечал старец. – Больные глазами не могут смотреть на свет, находя его слишком ярким, хотя для здоровых яркий свет в радость. Также и нерадивые: от незначительных трудностей они уже приходят в беспокойство, между тем как бодрые духом скорее радуются при испытаниях».
139
– Какую музыку вы любите играть? – поинтересовался у одной девушки, пианистки, старец Анатолий Оптинский.
– Бетховена, Гайдна, – отвечала она.
– А есть музыка еще лучше.
– Какая же? Моцарта? – спросила она.
– Нет, еще лучше.
– Может быть, Баха?
– Нет, нет.
– Какая же, не знаю, – сказала она.
– Музыка души.
– Души? Музыка души, да разве есть такая? – спросила она.
– А как же. Есть.
– В первый раз слышу. Какая же это музыка?
– Это – покой души. Тот самый покой, о котором говорится в Евангелии: «Возьмите иго Мое на себя и обрящете покой душам вашим…» Вот этот самый покой. Изучали математику? Знаете, что такое знак равенства? Ну вот: покой души – блаженство – музыка, гармония всех душевных сил.
– Так вот – какая музыка…
Батюшка добавил:
– Так она мне понравилась. Вот придет одна такая, и все позабудешь: и тяжести, и скорби…