msgbartop
Душеполезное чтение
msgbarbottom

08 Фев 09 Из жизни старцев (мудрость праведных) или Душеполезное чтение

Преподобный Варсонофий Оптинский, старец

Преподобный Варсонофий Оптинский, старец

О добродушии оптинского настоятеля архим. Моисея рассказывают следущее. Однажды мужичок привез в Оптину целый воз яблок, ибо тогда в обители еще не было своих садов. «Какие это яблоки и какая цена?» – спросил настоятель. Мужичок, думая, что монах не понимает толк в яблоках, решил его обмануть: «Это – «добрый крестьянин», яблоки – первый сорт». О.Моисей видит, что это недозрелая антоновка и переспрашивает: «Как, как они называются?» – «Добрый крестьянин». – «А этого крестьянина не Антоном ли звать?» Тут мужик понял, что его обман раскрыт, и говорит в смущении: «Простите, батюшка, мне, значит, обратно ехать?» Но о.Моисей не стал серчать, велел ссыпать яблоки с телеги и дал мужику ту цену, какую тот запросил с самого начала.
141

Послушник поделился с о.Амвросием Оптинским своими сомнениями: у одного из братии видит грех, у другого – недостаток.

– Ну, диавол всегда так, – ответил старец и рассказал случай.

«Был здесь один иеромонах о. Венедикт и еще монах о. Арсений, монах хорошей жизни. Он почти не выходил из келий вследствие своей болезни, вел особую жизнь. Один раз идет о. Венедикт к себе в келию, и видит: стоит о.Арсений. Взгляд у него какой-то злобный, враждебный, под благословение не подходит. О.Венедикт посмотрел на него и прошел мимо с великим удивлением. Только что он начал заворачивать за церковь, ему навстречу с совершенно противоположной стороны идет о.Арсений. Лицо веселое, подходит под благословение. О.Венедикт, еще больше удивляясь, спрашивает: «Где ты был?» – «У о.Тимона». – «Как? Я тебя сейчас видел около крыльца батюшки о.Анатолия!» – «Это тебе померещилось. Сам видишь, откуда я иду».

Тогда о.Венедикт пошел за разрешением сего к батюшке о.Анатолию. «Ну что же здесь удивительного? – сказал о.Анатолий. – Ты иеромонах, а этого не знаешь? Это был, конечно, бес в образе о.Арсения»

«Сомнения, равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать внимания на них,– сказал батюшка своему послушнику, – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения – не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет… Презирайте их, и тогда они вам нисколько не повредят, особенно, если будете открывать их старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе, и старцу. Особенно блудные помыслы: надо засыпать, закрыть навозом эту смердящую яму, а не копаться в ней.

142

Два инока пришли в город, чтобы продать свое рукоделье. Продав все, один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице и, по наущению дьявола, впал в прелюбодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал: «Вот мы запаслись всем нужным, возвратимся же в келию».

– Не могу, брат, – услышал он в ответ, – я пал…

– Я тоже пал, – солгал его спутник, – искусил меня бес на городской улице и… Вот что, давай вернемся и вместе покаемся, чтобы спастись нам от муки вечной.

Вернувшись, они сказали старцам, что согрешили. На обоих братьев была наложена тяжкая эпитимя. Спустя время Господь призрел на этот подвиг и открыл старцам правду. Оба – и грешивший, и негрешивший – были прощены.

143

Пришли два монаха к старцу, а он их спросил, каким ремеслом добывают они свой хлеб.

– Мы не трудимся, – торжественно отвечали молодые иноки, – а живем подаянием и непрестанно молимся.

– Непрестанно? – удивился старец. – Так вы значит совсем не спите?

– Спим, – отвечали гости растерянно.

– Кто же молится за вас, когда вы спите? – поитересовался старец.

Монахи промолчали, сильно покраснев, затем попросили назидания.

– Я научу вас, как быть, – ласково улыбнулся старый авва. – Размочив немного прутьев, плету я свое рукоделье и повторяю слова молитвы. Затем продаю, что сделал, покупаю себе еды, а оставшиеся деньги раздаю нищим. Они за то хвалят Господа и просят Его о моем спасении. И потому, когда я ем или когда сплю, по благодати Божией у меня совершается неусыпаемая молитва.

144

Некий язычник принял к себе одного православного христианина работать в сад и сказал ему: «Я приму тебя только в том случае, если ты о Христе не скажешь ни слова!» Православный ответил: «Даю обещание!» И три года он о Христе ни слова не говорил. Лишь старательно исполнял свои обязанности и смиренно переносил все искушения и трудности. И вот через три года хозяин-язычник говорит: «Слушай, я хочу быть таким, как ты! Расскажи мне все о твоем Боге». И он принял веру Христову. На него подействовал пример – то, как жил этот христианин.

145

Пришли к старцу несколько человек и говорят: такой-то священник берет много денег за таинства, такой-то курит много сигарет и ходит в кафетерии, другой аморальный – и представляют доказательства.

Тогда старец начал им говорить:

«Познал я из своего опыта, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: или в одной будет, или в другой.

Итак, одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: летит всегда и садится на все грязное. Например, если в саду много благоуханных цветов и в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха, пролетая по прекрасному саду, пролетит над цветами и ни на один из них не сядет. Только когда увидит нечистоту, тогда сразу спустится, сядет на нее и начнет копаться в ней, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.

Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы – находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем, в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принести туда пчелу, она будет летать и нигде не сядет до тех пор, пока не найдет лукум.

Так вот. Представь, идут по улице два человека, принадлежащие к этим двум категориям. И приходят они на то место, где некий третий сделал «по нужде». Как поступает человек первой категории? Берет палку и начинает ковырять нечистоты. А что делает второй? Он старается прикопать нечистоты землей, чтобы не почувствовали другие прохожие зловония, исходящего от грязи…»

146

В обители преподобного Феодосия Киево-Печерского однажды был случай: близился праздник Успения Пресвятой Богородицы, но деревянного масла, чтоб налить на этот день в кандила, не было. И задумал церковный строитель выжать масла из полевых семян, заполнить им кандила и зажечь. Спросив о том преп.Феодосия и получив его позволение, строитель поступил, как задумал. Когда же он собирался уже лить масло в кандила, увидал упавшую в масло уже мертвую и плавающую там мышь. Тогда он поспешно пошел к преподобному и объявил ему, что он со всякою осторожностью закрывал сосуд с елеем и не знает, как туда влезла и утонула мышь. Преподобный же, поняв, что это случилось по Божию усмотрению, осудил свое неверие и сказал ему: «Нужно нам, брат, иметь надежду на Бога и уповать, что Он силен подать нам нужное; а не делать по неверию то, чего не следовало. Иди, вылей масло-то на землю, и, молясь Богу, потерпим немного, и Он подаст нам сегодня масло в изобилии». Когда преподобный отдал строителю это приказание и помолился, был уже вечер. Один купец в это время привез большую бочку, наполненную деревянным маслом. Видя это, преподобный прославил Бога, что Он так скоро услышал молитву его. Маслом наполнили все кандила, и еще большая часть его осталась. И на другой день светло отпраздновали праздник Пресвятой Богородицы.

147

Однажды спросили св.Афанасия, Папу Александрийского, может ли, согласно вере и учению христианскому, считаться крещеным тот, кто, не веруя на самом деле, примет крещение по каким-либо посторонним обстоятельствам.

В ответ уважаемый понтифик привел им такой рассказ старцев. Когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к святому крещению из страха смерти. Тогда блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда совершенно пустые, хотя и запечатанные мешки, безо всякого содержания внутри?»

«Поэтому, насколько можно заключить из слов ангела, носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещеными», – успокоил вопрошающих св. Афанасий. Те же, задумавшись над словами о внутренней духовной пустоте, удалились с благодарностью.

148

Однажды авва Силуан вошел внезапно в келью брата, принявшего подвиг юродства, и увидел возле него две корзины с камнями – одну слева, другую справа.

Юродивый, по своему обыкновению, не стал отвечать на вопрос о том, зачем он держит у себя камни.

Тогда авва Силуан тихо заметил ему:

– Брат, я никуда, кроме храма, не выхожу из своей келии, но ныне Бог меня послал к тебе, а зачем, неведаю?

В ответ юродивый стал серьезен и сказал:

– Прости, отче. Все очень просто. Каждое утро я сажусь, имея перед собой эти камешки. Если родится во мне добрый помысел, кладу камень в одну корзину, а если злой – в другую. Вечером пересчитываю их, и если правая корзина наполнена больше, то трапезничаю. А если левая – ложусь спать голодным.

149

Часто люди, не затрудняя себя малейшей сдержанностью в потреблении «благ цивилизации», думают, что это более важно лишь для особых подвижников. И ошибаются: как-раз подвижник-то иногда и может себе что-то разрешить, что грешникам было бы не на пользу. Сколько вытерпел о.Иоанн Кронштадтский нападок, клевет, гонений, когда речь заходила о шелковых рясах, каретах, отдельных пароходах и прочем! Но вот его собственное разъяснение относительно одного такого случая:

«Я знаю, что многие осуждают меня за шелковые рясы, за езду в карете и подобное. Насчет шелковой рясы скажу вам. Прислала мне ее старушка одна. Сама она ее шила, хоть и плохо видит… Шила и радовалась невесть как, думая, как я стану носить ее подарок. За что же я огорчу и обижу добрую женщину? «Соблазн», – говорят мне подчас иные… А я так думаю, что горший соблазн – в тщеславии. Изображать из себя праведника в рубищах иной раз куда легче бывает, чем стараться жить по-христиански в шелковой рясе. Господь глядит не на одежду, а на душу человеческую».

Leave a Comment

*